- ПРОТОТИП
ПРОТОТИ́П (от греч. prōtótypon прообраз), реально существовавшее лицо, послужившее автору прообразом (моделью) для создания литературного персонажа. «Переработка» П., его творческое преображение неизбежное следствие художественного освоения первоначального жизненного материала (см. Вымысел художественный). Степень ориентированности на П., характер его использования зависят от направления, жанра и творческой индивидуальности писателя. Наличие П., иногда жизненно значимого для автора и дающего импульс работе над произведением, существенная черта литературного творчества, особенно реалистического, с его жизнеподобием, бытовым колоритом, психологизмом в отличие от литератур и стилей, отмеченных высокой степенью нормативности и демонстративной условностью (классицизм, барокко, символизм). Обращение к П. наиболее важно в автобиографических сочинениях (ранняя трилогия Л. Н. Толстого, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского) и в автопсихологической лирике (в качестве П. лирического героя здесь выступает сам поэт). Применительно к документальной литературе, где реальные лица и события называются прямо и воссоздаются точно, о П. говорить нет оснований (хотя элементы творческого переосмысления фактов присутствуют и здесь).
Литературный персонаж может иметь несколько П., совмещая в себе отдельные черты различных лиц, известных автору. Так созданы, например, образы Грушницкого в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Ариадны в одноименном рассказе А. П. Чехова. Но часто автор, создавая образ, опирается на одно реальное лицо, воспринятое и познанное им как близкий художественной завершенности тип. «Без уездного врача Дмитриева не было бы Базарова Меня поразила в нем базаровская манера, и я стал всюду приглядываться к этому нарождающемуся типу» (Тургенев И. С., Русские писатели о литературном труде, т. 2, 1955, с. 753). Существование П. не исключает близости созданного на его основе образа какому-либо литературному герою. Толстовская Наташа Ростова, имея своего П. Таню Берс, обладает в то же время и чертами героини романа М. Э. Брэддон «Аврора Флотт».
Использование П. нередко связано с глубоко личными сторонами жизни писателя, не заинтересованного в их публичном обсуждении. Поэтому, особенно когда речь идет о литературе, современной автору, существуют этические границы изучения П., легко могущего обернуться бестактным «подглядыванием» за писателем и его окружением. Знаменателен протест Т. Манна против предания гласности (которое угрожало серьезной обидой и даже скандалом) того факта, что прототипом Пепперкорна из «Волшебной горы» послужил драматург Г. Гауптман (Т. Манн, Письма, М., 1975, с. 3537). В аспекте же восприятия произведения, с точки зрения психологии читателя, «знание истоков, вспоивших вдохновение художника», порой способно смутить людей и даже «уничтожить воздействие прекрасного произведения» (Манн Т., Собр. соч., т. 7, М., 1960, с. 495). П. обычно становится предметом биографического описания и литературоведческого исследования лишь значительно позже времени написания произведения (так, автобиографическая основа поэзии А. А. Блока значительно полнее, чем прежде, вырисовывается в публикации «А. Блок. Письма к жене», М., 1978). Особенно важно изучение П., когда сам художественный текст свидетельствует, что автор связывает своего героя с реальным лицом (напр., многие произведения Н. С. Лескова).
Литература:
Добин Е., Жизненный материал и худож. сюжет, 2 изд., Л.,1958;
Андроникова М. И., От прототипа к образу, М., 1974;
Русские писатели о литературном труде, т. 14, Л., 1954 1956;
Ленобль Г., Писатель и его работа, М., 1966;
Свирский В., Откуда вы, герои книг? Очерки о прототипах, М., 1972;
Белоусов Р., О чем умолчали книги, М., 1971;
его же, Хвала Каменам, М., 1982;
Лотман Ю. М., Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий, Л., 1980, с. 2331.В. Е. Хализев.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.